Статья 26114

Название статьи

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Авторы

Швырева Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой изобразительного искусства и культурологии, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), svyrevata@yandex.ru 

Индекс УДК

7.03: 73/76: 37 (045) 

Аннотация

Актуальность и цели. На современном этапе образования есть необходимость в повышении роли предметов искусства в духовно-нравственном воспитании нового поколения. В последнее время ощущается постоянное давление со стороны органов управления образованием в вопросе сокращения предметов художественно-эстетического цикла в связи с нехваткой средств на содержание школы. Это позволяет осмыслить роль предметов искусства в нравственном воспитании детей и проблему формирования духовно-нравственных качеств личности с целью укрепления национального сознания, сохранения исторических, культурных корней.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования теоретических материалов по духовно-нравственному воспитанию во всех его аспектах: теоретико-методологическом (Е. П. Белозерцев, Б. М. Бим-Бад, Н. Д. Никандров и др.); научно-теоретиче-ском (Н. И. Лифинцева, Н. В. Маслов, А. В. Мудрик и др.); историко-педагогическом (З. В. Видякова, М. В. Богуславский и др.); методическом (Б. М. Неменский, А. М. Виноградова, Н. К. Шабанов и др.). Методологический потенциал включает: метод сравнительного анализа, применение которого позволяет составить реальную картину духовно-нравственного воспитания нового поколения в современной школе; системный подход, значимость которого очевидна для систематизации большого количества теоретических и методических разработок для определения функционального значения предметов художественно-эстетического цикла в жизни общества.
Результаты. Исследовано функциональное назначение предметов художественно-эстетического цикла в жизни общества с целью обобщения значимости теоретического поиска модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях современного образования. Рассмотрены особенности проблемы отсутствия эмоциональных критериев формирования личности и качественной модели системы художественно-эстетического воспитания и образования в школе.
Выводы. Изучение потребности целостного осмысления становления и развития современной системы духовно-нравственного воспитания, а также систематизации большого количества теоретических и методических разработок в этой области позволяет выяснить функциональное значение предметов художественно-эстетического цикла в жизни общества, учесть особенности формирования эмоциональных критериев личности, определить новые поиски построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях современного образования. 

Ключевые слова

изобразительное искусство, духовно-нравственные ценности, эмоциональные критерии личности. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. – 2009. – Сентябрь. – № 17. – URL: www. vestnik.edu.ru/proect.html
2. Забельская, Т. В. Роль народного искусства в нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Забельская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1 (25).
3. Визуально-зрелищная культура в современной школе : сб. науч.-метод. работ / отв. ред. Л. Е. Кулешова. – М. : Школьная книга, 2006.
4. Искусство в школе XXI в. : сб. материалов VI Всерос. конф. науч.-практ. семинара «Мастерская Б. М. Неменского» / отв. ред. Л. Е. Курнешова. – М. : Школьная книга, 2000. – 144 с. – (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве).
5. Неменский, Б. М. Искусство, культура, образование / Б. М. Неменский. – М. : Центр ХКО, 2005.–79 с.
6. Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. – М. : Изд-во УРАО, 2000. – 236 с. 

 

Дата создания: 13.10.2014 15:17
Дата обновления: 13.10.2014 15:17